Компаниям могут запретить навязывать услуги при онлайн-покупках
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок в закон о защите прав потребителей: ужесточается запрет на навязывание услуг покупателям. Любые типовые договоры, где заранее проставлена галочка напротив "купить еще то-то", будут наказуемы.
Например, штраф будет грозить управляющей компании, включившей в счет за услуги ЖКХ плату за навязанное кабельное телевидение. Или если при покупке авиабилета вас автоматически заставят купить еще и страховку.
Как поясняют эксперты, навязывание услуг запрещено и сегодня. За это даже предусмотрены штрафы в КоАП. Но многие коммерсанты все еще ставят гражданина перед фактом, мол, вы купите у нас еще то и это, и точка. А чтобы человек не смог даже гипотетически отказаться, в договорах заранее проставляют галочки. Например, при онлайн-покупке отметка о дополнительном приобретении товара может быть намертво вбита (в цифровом смысле) в договор. Не хочешь, а подпишешь.
Правительственный проект объявляет такие нестираемые галочки вне закона.
Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев рассказал, что подготовленный законопроект предусматривает введение запрета на навязывание потребителю платных услуг или товаров, в том числе проставление владельцем агрегатора автоматических отметок о согласии с их приобретением.
По мнению председателя Правления АЮР, решение проблемы навязывания потребителю ненужных ему товаров или услуг за дополнительную плату имеет большое общественное и социальное значение. Зачастую такие действия основаны на манипулировании и угрозах. Например, потребителю угрожают отказать в заключении договора, если тот не захочет оплачивать дополнительные услуги. Или обещают взыскать с потребителя "убытки" и "неустойку".
Фото: Сергей Михеев / РГ
Центр «Мой бизнес» Коми оказывает поддержку предпринимателям в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».