Новости 18 июля 2024, 15:32

Возвращать деньги за некачественные товары должны будут онлайн-магазины

Минпромторгом подготовлен законопроект о работе интернет-магазинов, согласно которому деньги за некачественные товары должны будут возвращать агрегаторы. Корреспондент "РГ" решил выяснить у экспертов, какие сложности могут возникнуть в отношениях покупателя и продавца в этой связи.

Не секрет, что оборот онлайн-торговли стремительно растет - только за прошлый год объем прибавил 38 процентов. Однако в отношениях между продавцом и покупателем до сих пор не мало пробелов, закрепленных законодательно. Например, пока с точки зрения права не ясно, чем являются маркетплейсы - торговыми площадками или цифровыми платформами? А ведь именно от этого зависит степень их ответственности перед покупателем и правила работы.

"Для покупателя маркетплейс - не выставка разрозненных поставщиков и производителей, а один большой магазин. Логично, если этот "гипермаркет" начнет нести ответственность за товары, предлагаемые к продаже", уверен адвокат Владимир Чупраков. Сегодня процедура получения денег за брак отнимает слишком много времени и нервов покупателей. Чтобы получить возврат средств, нужно сначала доказать факт брака - сделать фото и видео товара, написать заявление, а иногда - и отправить товар на экспертизу и дождаться решения комиссии. "Если норму утвердят, то возвращать покупки пользователи будут владельцу маркетплейса и с него же требовать возврата средств, ведь именно маркетплейс допустил возможность заключения с продавцом договора купли-продажи в отношении товара", полагает Чупраков и приводит сравнение с традиционной торговлей - никто не возвращает прокисшее молоко на завод, если покупка сделана в магазине.

- Правда не ясно, как будет реализована новая схема взаимодействия на практике. Кем будет выступать агрегатор во взаимоотношениях с покупателем? Он будет представителем продавца? Либо же он будет самим продавцом? Кто будет должен проводить экспертизу качества товара (агрегатор или продавец) и как будет решаться вопрос с несением расходов на нее? Пока эти вопросы остаются без ответа, - комментирует инициативу Дарья Петрова, эксперт в области договорного права.

 По мнению Петровой, очень важно, чтобы в документе были прописаны отношения сторон. Иначе искать решение придется самим маркетплейсам, и есть основания утверждать, что решение это будет не в пользу покупателя или поставщика товара.

Эксперты уверены, что очень скоро количество документов, загрузка которых необходима для регистрации продавцов и формирования карточек товаров, вырастет. "Возможно, магазины в целях покрытия убытков, в том числе своих судебных издержек на сопровождение регрессных исков к продавцам, а также в целях избавления себя от претензионно-исковой работы введут требования предоставления продавцами финансовых гарантий в виде страхования ответственности или открытия так называемых страховых депозитов, к которым маркетплейсы будут иметь прямой доступ", полагает адвокат Олег Матюнин. Все это неизбежно приведет к изменению ценовой политики - "расходы на реализацию новых требований либо переложат на плечи поставщиков, увеличив и без того немалую комиссию, либо на покупателей, включив расходную часть в стоимость товара", резюмирует Илья Кирик, владелец Shopping Live.

Некоторые эксперты строят и совсем мрачные прогнозы. "Законопроект создает условия, при которых модель товарных агрегаторов станет невозможной, маркетплейсы превратятся в обычные интернет-магазины, и множество продавцов лишатся доступа к существующей инфраструктуре, вынуждая либо инвестировать в развитие своих собственных интернет-магазинов и логистических сервисов, либо прекратить свою деятельность", прогнозирует Тимур Фаизов, эксперт Ассоциации юристов России.

Чем агрегатор отличается от маркетплейса? Агрегатор сам не продает товары, в отличие от интернет-магазинов. Агрегатор - это виртуальный справочник, предоставляющий ссылки на товары и услуги со всех интернет-магазинов. На сайте самого агрегатора нельзя найти подробной информации о товаре или сделать заказ.

 

Центр «Мой бизнес» Коми оказывает поддержку предпринимателям в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который инициировал Президент России Владимир Путин. 

«Мой бизнес» Коми в социальных сетях: ВКонтакте|Телеграм  

 
Источник новости: RG.RU 
Источник фото: https://www.freepik.com/ 

 

 

Другие новости