В Минпромторге подготовили новую версию законопроекта о работе интернет-магазинов
В Минпромторге подготовили новую версию законопроекта о работе интернет-магазинов. Возвращать деньги за некачественные товары должны будут агрегаторы. Законопроект обсудили в Роспотребнадзоре.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российской интернет-торговли в первом квартале 2024 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн руб. При этом почти 97% всех покупок приходится на российские компании. По мнению завкафедрой предпринимательства и логистики, директора Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Завьялова, развитие электронной коммерции в России следует мировым трендам. И сегодня Россия входит в топ-10 стран по объемам онлайн-торговли. Но чем объемнее рынок, тем больше проблем возникает. Одна из острейших проблем - кто возвращает деньги за товар ненадлежащего качества? До непосредственных продавцов порой не так легко достучаться.
По словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, сейчас маркетплейсы могут не допускать на свои площадки продавцов и исполнителей, если те не сопровождают свои товары или услуги всей обязательной информацией.
А вот проверить достоверность этой информации, без чего нельзя возложить на них ответственность, они не могут. Кроме данных о продавце или исполнителе, с которым связаны договором. И эта проблема пока не урегулирована.
Что касается продажи продуктов питания, то здесь проблем больше. "Сейчас задача - обязать маркетплейсы не пропускать на свои площадки пищевые продукты, изготовители которых не зарегистрировали начало своей деятельности в Роспотребнадзоре. За все последние случаи массовых отравлений - ботулизм в Москве, Нижнем Новгороде и Казани, отравления роллами в Курске - ответственны именно такие организации, нарушившие обязательное требование, а значит, работавшие нелегально", - уточняет Шелищ.
Не пустить их продукцию на маркетплейс, поставив фильтр, его владельцу очень просто, уточняет эксперт. И добавляет, что, с другой стороны, проверить качество всего, что предлагают на площадке продавцы, агрегатор не может.
Механизм, когда покупатель взаимодействует непосредственно с площадкой, более удобен. Его и стараются выработать все заинтересованные стороны. Член Центрального совета Независимого профсоюза "Новый труд" Алексей Неживой cреди проблем отрасли отмечает гигантские темпы роста, в результате которого маркетплейсам требуются огромные логистические склады. Маркетплейсы осуществляют операции с товарами, которые принадлежат третьим лицам. Площадка при этом получает процент за услуги логистики, но когда возникают непредвиденные ситуации - пожар, затопление - не всегда просто получить возмещение за ущерб. "С нашей точки зрения, требуется и защита платформенных занятых, которая заключается в том, чтобы наладить механизмы страхования товаропотоков. Важно рассчитать стоимость этой страховки с помощью специалистов, чтобы ее размер был оптимальным и обеспечивал, в частности, компенсацию в случае ЧС", - рассуждает эксперт.
Еще одна большая проблема в работе маркетплейсов - это правило оферты, которое они меняют. "Мы понимаем, что маркетплейсы находятся на грани рентабельности, им надо как-то выживать. Но, с другой стороны, постоянное изменение правил негативно сказывается на людях, которых мы защищаем, на платформеннозанятых. Здесь требуется механизм правового регулирования, согласования этих цен", - отмечает Неживой.
Известны попытки реализации запрещенных веществ или контрафакта через маркетплейсы. "Этот вопрос тоже требует регулирования. С одной стороны, нелегальную продукцию продают злоумышленники, с другой - насколько маркетплейсы могут за это отвечать? Немало вопросов вызывает организация проверок бизнеса. Эксперты считают, что если проверять маркетплейсы по полной программе, штрафные санкции могут перекрыть всю рентабельность. Значит, здесь тоже должна быть правовая концепция", - говорит эксперт. По его словам, без понятных и прозрачных механизмов регулирования рынок может столкнуться с негативными последствиями.
Центр «Мой бизнес» Коми оказывает поддержку предпринимателям в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который инициировал Президент России Владимир Путин.
«Мой бизнес» Коми в социальных сетях: ВКонтакте|Телеграм