Бизнес без границ: стремительное развитие стартапа из Коми при поддержке государства
Ирина Казакова, предприниматель с 25-летним стажем, основатель одного из крупнейших в республике СПА-центров и Центра стажировки специалистов индустрии красоты, по ее же признанию – «неожиданно для себя самой, в возрасте 52 лет», запустила новое бизнес-направление – производство косметической продукции.
Сегодня, спустя всего лишь полгода после выпуска первой партии продукции, новый бренд предпринимателя «VOS» представлен в крупнейших косметических ритейл-сетях страны «Золотое яблоко» и «Foamstore», в офлайн-магазине Foam на Тверской-Ямской, в нескольких медицинских центрах и СПА-салонах в России и Казахстане, участвовал в двух бизнес-миссиях от Центра поддержки экспорта в Дубае и странах СНГ, стал лауреатом республиканского конкурса качества «лучшие товары и услуги Республики Коми 2023», а сегодня готовится к международной выставке «Интершарм» в ближайшем ноябре, участие в которой стало возможным при помощи центра «Мой бизнес» Коми, национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт».
— Это удивительно сейчас осознавать, – говорит Ирина, – но первый акт участия центра «Мой бизнес» в судьбе моего бренда, в его рождении – это моральная, человеческая поддержка. Представьте себе, вы разработали хороший продукт – здоровый, экологичный, профессиональный, уникальный в своем роде и полезный для людей. Составили бизнес-план, оценили риски… и сдались, потому что требуется достаточно смелости, чтобы рисковать. И в этот момент приходит поддержка – эксперт центра «Мой бизнес», бизнес-тренер Корпорации МСП Алексей Облизов. Сам приезжает в ваш офис, чтобы помочь вам разобраться в ваших рисках и указать пути нивелировать их.
Рассматривая бизнес-план предпринимателя, бизнес-тренер спросил: «Вы уходите в минус на первом этапе? Не удивительно, процент по кредиту слишком высок. У нас есть дешевые деньги». Так Ирина получила займ в «Микрокредитной компании Республики Коми» под 6,75 и 0,1% годовых.
«Главное, что следует доработать – пути реализации продукции. Определитесь в этом, первым делом – это В2В или В2С? Вы также можете один раз в год воспользоваться маркетинговой поддержкой и получить помощь по размещению товаров на маркетплейсах. Также мы можем откорректировать Ваш бизнес-план», – завершил Алексей.
Ирина Казакова прислушалась не ко всем советам и решила «набить шишки» самостоятельно.
— Эх, мне бы тогда послушать Алексея, и с самого начала продавать, как и положено производителю – через дилерскую сеть, сегодня не было бы излишних трат на маркетинг. А затраты на маркетинг немалые даже у небольшого бренда – в моем случае, эта сумма оказалась равной стоимости всей первой партии продукции, – рассказывает она.
Один из рисков, которые могут обойтись предпринимателю очень дорого – это претензии потребителя парфюмерно-косметических средств. Снизить эти риски помогают лабораторные испытания в процессе сертификации. Основатель бренда «VOS», наряду с другими предпринимателями Республики Коми, воспользовалась такой мерой поддержки.
— Государственная поддержка покрыла мои затраты на сертификацию в полном объеме, – говорит Ирина. Но ценность этой меры поддержки в другом – республика уже проанализировала, отобрала и аттестовала сертификационный орган. В результате, мы, маленькие бренды, получаем возможность работать с самыми современными лабораториями, удостоверяющими безопасность продукции, получаем результат там же, где сертифицируют свою продукцию Газпром, Мосэнерго, ЦУМ, Лужники…
В завершение Ирина Казакова отметила, что для нее важно иметь тот формат бизнеса, который делать легко и приятно, те деньги, которые были заработаны с удовольствием, тот продукт, о котором можно с гордостью заявить: «Произведено и принадлежит Республике Коми».